В начале 80-х Советский Союз решился на постройку огромного ускорителя элементарных частиц. До развала СССР успели построить кольцевой туннель длиной в 21 километр. В него даже начали завозить аппаратуру, но после распада Союза, отечественный адронный коллайдер так и остался гнить на глубине 60 метров под землей возле подмосковного Протвино. Работы по созданию ускорителя были начаты в 1983 году.
В стабильных и сухих породах на глубине до 60 метров был построен тоннель, внутренний диаметр которого равнялся 5 метрам. На протяжении всего тоннеля каждые полтора километра были построены подземные залы для размещения крупногабаритного оборудования, которые были связаны с поверхностью вертикальными шахтами.
В 1994 году был введен в строй первый участок нового ускорителя. В канале были смонтированы электромагнитная система, вакуумная система, приборы наблюдения за пучком. После настройки всех элементов канала протоны с энергией 70 ГэВ пролетели по проектной траектории вплоть до будущей точки ввода в подземное кольцо УНК.
После завершения проходки основного тоннеля работы по созданию ускорительного комплекса были полностью остановлены из-за нехватки средств. В настоящий момент времени основной тоннель поддерживается в законсервированном состоянии и финансирование коллайдера было прекращено. Так и остался он под землей в бездействующем состоянии. В наши дни:
ОЖИДАНИЕ
РЕАЛЬНОСТЬ